|
|
Мастер-класс Игоря Гостева состоялся в Центральном Выставочном зале.Среди слушателей преобладали молодые авторы и режиссёры, а также журналисты и просто многочисленные поклонники мэтра российского видео. Вот что рассказал Игорь ГОСТЕВ, отвечая на вопросы о ближайших планах возглавляемого им Творческого объединения: - …наряду с уже реализуемыми проектами, это прежде всего литовский проект. Цикл фильмов для одного из главных российских телеканалов. О культуре, выдающихся исторических памятниках, достопримечательностях, о современной Литве. Основные идеи проекта я обсудил с генеральным консулом Литвы в Санкт-Петербурге Эйтвидасом Баярунасом. Человек он креативный и активно действующий, в частности в медийной сфере. Поэтому моральная поддержка, оказанная господином Баярунасом, для меня очень важна. Не сомневаюсь, что продолжение нашего творческого взаимодействия будет плодотворным. - Насколько интересна Литва современному российскому зрителю? - Наши фильмы станут результатом не только художественной, но и научно-исследовательской деятельности, прежде всего исторической, культурологической. Материал должен быть разнообразным, что увеличивает шансы каждого конкретного зрителя заинтересоваться тем, что ему ближе. Собственно, это едва ли не основное условие – доступность для максимально широкой аудитории. - Не преобладает ли негатив в имидже Литвы, сложившемся в сознании большинства русских? - Я могу высказать лишь своё частное мнение… Возможно, одной из проблем русского сознания является излишняя политизированность. Возможные же проблемы имиджа Литвы благополучно разрешатся по мере увеличения знания о стране. Речь идёт не о политинформации – специфически зауженного и направленного свойства. Речь о знании, которое приобретается пусть не столь быстро, зато приносит с собой понимание. Знании многоуровневом – культуры, людей. Причём, то и другое взаимосвязано. Ведь культура как раз и сложена множественными результатами человеческой деятельности. Позитивными результатами. Историческая архитектура – наиболее зримый пример, хотя далеко не единственный… - Но для Вас, профессор, скорее всего не случайный? Ваши труды в области истории архитектуры пользуются признанием… - Спасибо, но не будем об этом! Для сегодняшнего разговора важно то, что в Литве историческая архитектура в значительной степени сохранилась. И в этом литовские города имеют преимущество над, скажем, немецкими, отстроенными после Второй Мировой Войны практически заново. Здесь есть что оценить знатоку. Но и на обычного туриста аура подлинной исторической архитектуры действует, очень действует, хотя и подспудно. В этом тот же Вильнюс близок Праге, некоторым итальянским городам. - Однако по популярности у наших туристов Литва несопоставима с Чехией и Италией, да и те только с ними… - Этому есть свои причины. Но сложившееся положение несправедливо. В отношении литовцев оно несправедливо. А в отношении нас, русских, оно тоже нехорошо, так как обедняет потенциально доступный нам культурный ландшафт. И это в ситуации, когда мои соотечественники всё более богатеют и нуждаются в реализации своих финансовых возможностей… - Денег у наших туристов всё больше… и всё больше желания тратить их на путешествия! - Разумеется, не все путешественники являются тонкими ценителями старины и музеев. Однако, на мой вкус, предпочтительно, чтобы даже гедонистическое времяпровождение русского человека проходило в европейской обстановке. А в Литве, насколько понимаю, можно и просто хорошо отдохнуть, развлечься, поправить здоровье. Да и климат для нас, людей преимущественно северных, самый подходящий. Я намерен рассказать об этом в наших теле- и видеопрограммах. Я постараюсь, чтобы зрители узнали мнение авторитетных людей. Для меня ими являются великие наши артисты Майя Плисецкая и Родион Щедрин, подолгу живущие в Тракае. Историк моды и сам очень модный в России человек Александр Васильев, имеющий в Литве родовое поместье… - Всё так, но есть сложившиеся предубеждения, подчас очень прочные, и сложившиеся предпочтения… - Подчас самоубийственные, да это факт! Кстати, я убеждён, что попытки моих земляков отдохнуть и набраться сил – летом! – где-нибудь в Египте попросту безрассудны и не отвечают элементарным представлениям о собственной безопасности. И вот поэтому, озабоченный культурным и физическим здоровьем соотечественников, я готовлю для них свой проект… - Весьма своевременно! Ведь скоро, в 2009 году, Вильнюс получит на год статус «культурной столицей Европы». - По моему убеждению, Вильнюс давно является одной из мировых культурных столиц, без всяких кавычек. Вот поэтому, помимо телевизионных программ, мы сделаем фильм для серии «Лучшее видео». Фильмы этой серии ориентированы, прежде всего, на туристов, в том числе потенциальных. Видеопутешествие по Литве встанет в один ряд с путешествиями по Риму, Парижу, Праге, Москве, другим мировым центрами культуры. - Кстати, во многих из них Ваши фильмы тоже распространяются. - Дистрибьюция налажена, действительно, недурно. Большинство фильмов серии «Лучшее видео» переведены на иностранные языки и пользуются определённым успехом в мире. Однако делаются они для зрителя, существующего в едином со мной культурном контексте и потому улавливающего мою авторскую интонацию. - Вероятно, именно поэтому Ваши видеокартины столь популярными у широкого зрителя? - Вот этому широкому зрителю я и намерен сообщить об открытых для него в Литве возможностях. Тем более, что на моей памяти многие из них были не только известны, но и очень популярны... Русские совершали культурное паломничество в Каунас – в Музей Чюрлёниса. Многие потом, притомившись от возвышенных переживаний, отдыхали душой в Музее чертей... В молодости я сам всю Литву исколесил на велосипеде. - Потрясающе!.. - Мне кажется, нынешняя культурная жизнь в России и других странах бывшего соцлагеря многое упускает с потерей традиции такого рода паломничеств в Литву. Во многих вполне обычных русских домах слушал я музыку Чюрлёниса с виниловых пластинок, встречал на книжной полке томик с его литературным наследием, замечал на стенах репродукции с картин этого многогранно одарённого артиста. Приятно сознавать, что уверился в себе как в художнике Чюрлёнис именно в Санкт-Петербурге. Город наш, вообще-то, жесток к людям с нежной душой, так что великого литовца по праву можно счесть его любимцем… - Считаете, можно реанимировать эту любовь? - Я бы сказал иначе: её надо актуализировать. Любовь никуда не ушла, она ждёт своего часа. И проснётся в душах не только людей зрелых, но также и тех молодых, что пока никаких личных воспоминаний о Литве даже и не имеют. Слишком продолжительно взаимодействие литовцев и русских, даже по сохранившемуся летописному свидетельству – ему тысяча лет, без одного года. Упоминание о «пограничье Руси и Литвы» датировано 1009 годом. На деле общая наша история, конечно, ещё длиннее. И многое она объясняет… - Но согласитесь, история эта полна драматизма… - Я соглашусь с тем, что история это вообще всегда драма. Драма – по определению. Но есть страны, история взаимоотношений России с которыми полна не то что драматичных моментов – трагедий и катастроф. Назвать ту же Францию, и в особенности – Германию! Да и для Литвы история соседства с Польшей, возможно, принесла испытаний не меньше, чем соседство с Россией… Но разве хоть один здравомыслящий человек скажет, что эти страны второстепенны для нас? Разве наш турист не почерпывает в путешествии некие впечатления, формирующие его вполне русскую душу? - Вы нас убедили, что литовское путешествие будет в этом смысле не менее полезно. - Разумеется. Ведь страна открывается нам вернее всего в лицах людей, которые её представляют. Так, например, на заре моей творческой деятельности, я постигал Литву, пристально вглядываясь в лица прекрасных литовских актёров и в лица жителей Вильнюса, Каунаса, в которых часто и подолгу бывал. Потом мне открылась Литва в лицах исторических, культурных, религиозных деятелей. В том числе – наших современников. Так, например, меня абсолютно потрясло знакомство с судьбой и жизненным подвигом католического священника Станисловаса Добровольскиса. - Не слишком известное в России имя... - Между тем, разрабатывая сюжет о величайшем русском святом Сергие Радонежском для видеокартины «Святая Русь», я не раз вспоминал отца Добровольскиса, недавно покинувшего сей мир. Поражает схожесть между двумя представителями казалось бы разных народов, разных исторических эпох, разных религиозных конфессий. Говорю об этом к тому, что до того как стать святыми в каноническом смысле, - а отцу Добровольскису это предстоит ещё очень нескоро, - этот русский и этот литовец состоялись как святые во вполне земном, человеческом отношении. Размышляя о них, представителях двух народов-соседей, - двух наших народов! – постигая, чем и почему они схожи, мы научимся пониманию и человеческому отношению друг к другу… - Уважаемый профессор, собравшиеся благодарят Вас за беседу. С нетерпением будем ожидать реализации литовского проекта!.. Хотелось бы, если возможно, в заключение услышать от Вас несколько напутственных слов… - История человечества, разумеется, многогранна и многое содержит. В том числе – малоприятные вещи. Между тем, созидающее начало истории представлено не чем иным, как культурой. Вдумайтесь: культурные действия любого из нас имеют шанс выйти за рамки актуальности и стать созидающим элементом самой истории!.. За примерами далеко не надо ходить. Назову хотя бы Михаила Пиотровского, трудящегося над созданием в литовской столице грандиозного музея Эрмитаж – Гуггенхайм – Вильнюс. Или дипломата Эйтвидаса Баярунаса, энергично и очень успешно действующего в сфере налаживания культурных, деловых и просто человеческих связей между народами Литвы и России. Так что, есть на кого равняться. Я надеюсь, что литовский проект, осуществляемый нашим творческим коллективом, послужит тому же полезному и благородному делу. Санкт-Петербург, Март 2008 года
|